История художественного ткачества как и других видов народного искусства и художественных ремесел Воронежской области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н. э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития Со временем конструкция станка усовершенствуется, возникает множество вариантов, в том числе и горизонтальный станок, который у русского и многих других народов дожил до сегодняшнего дня. На окраине Воронежа недалеко от Лысой горы археологами были обнаружены и извлечены из раскопок таши - грузила из обожженной глины для рыболовных снастей, пряслица для веретен, что красноречиво говорит о развитости в то время прядильного, ткацкого и сетевязального ремесел у наших далеких предков. |
Хмель |
Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Нити для изготовления - тканей изначально, добывались большей частью из луба - стеблей дикого хмеля, росшего на полянах лесов, в большом изобилии. Его молодые побеги ранней весной употреблялись в пищу. Из богатых лубом стеблей хмеля при обработке получали длинное и крепкое волокно, из которого пряли нити и ткали полотно - холстину.Соплодия хмеля - шишки использовали для изготовления зеленоватой краски для крашения холстины. |
Для изготовления теплых предметов на холодное и прохладное время таких, как чулки, носки, онучи, варежки, шарфы, башлыки и реже, в основном для пожилых людей, чуни, употреблялась пряжа из овечьей шерсти, а для женских платков и шалей - козий пух. Надо полагать, что рост численности населения края, дальнейшее хозяйственное его освоение повлекли за собой истощение ресурсов хмеля как сырья для добычи волокна. |
Крапива двудомная |
Возделывание хмеля как посевной культуры к желаемому успеху не привело. Тогда недостаток хмеля стали возмещать двудомной крапивой в качестве сырья для ткачества. Благо крапивы тогда было очень много. Лубяные волокна ее стебля были достаточно длинны, прочны и давали превосходные нити, которые использовались для выделки как грубых, так и тонких тканей, изготовления прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и многих других предметов домашнего обихода, включая даже кружева, вязанные костяным крючком. Из крапивы так же добывали безвредную растительную краску зеленого цвета для подкрашивания пряничного теста и окраски полотна. Среди жителей нашего края ходила упорная молва о том, что одежда из крапивной ткани обладает лечебными свойствами. |
Следует заметить, что в Воронежском крае еще в 1927 -1928 гг. можно было встретить мешки, чувалы и кули из грубой, но прочной крапивной ткани. Они так и назывались: крапивные. Сегодня крапивное полотно вырабатывается только в Югославии. Из него ткут шевиот, который высоко ценится на международном рынке. Возделывание волокнистых растений, в частности конопли и незначительного количества льна, на воронежской земле распространилось повсеместно. |
Более 1100 лет назад крестьяне нашего края почти повсеместно одевались в сделанные собственными руками в домашних условиях конопляные и отчасти льняные ткани. Женщины в ту пору по древнему обычаю своих предков были обязаны прясть, ткать, обшивать и снабжать одеждой всех членов своих многочисленных семей, а иногда и осиротевших ближних родственников. А семьи действительно были многодетными (в среднем 9 детей). При таких условиях жизни конопли нужно было много. Она выращивалась на огородах каждой семьей. Конопля делилась на две особи: мужскую - посконь и женскую - матерку. |
Высота конопли в Воронежском крае достигала от 0,5 до 4 м, а толщина стебля от 3 до 30 мм. Мужская особь - посконь - исключительно вся шла на изготовление тонкой ровной ткани, из которой, как правило, изготовлялась праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т. п. Более грубое волокно матерки шло на изготовление тканей для мешков, чувалов, кулей, веретья (для просеивания и сушки зерна после обмолота), хребтуков, фартуков, сумок, попон для ездовых лошадей, сумок для кормления лошадей овсом и т. п. Из крепких нитей матерки ткали парусину, "недотки" для рыбной ловли, плели бредни, невода, сети, вентеря. Из ее волокна вили веревки, канаты, вожжи, гужи, путы для скота, постромки, "обрывки" для - привязи телят на выпасе. Образующиеся после прядева волокна поскони и матерки очесы (пакля) также шли в употребление. |
Лён |
Конопля |
Из пакли ткали дорожки (подстилки), плели домашнюю обувь - чуни. Из листьев конопли добывали зеленую растительную краску, которой с добавкой кваса (мучного или из сыворотки) и протравы из окиси меди или окиси железа (ржавчины) окрашивали портяные и шерстяные ткани в ярко-зеленый цвет. Эту же краску применяли в набойном деле. Посконь, как только опылит (оплодотворит) матерку, тут же начинает желтеть, и женщины сразу в 1-2 дня "выбирают" ее (выдергивают) вручную. Сначала по одной былинке собирают в пучки, которые выносят с участка на край конопляного поля, где "пучки" связываются в "шипы" (снопы по несколько "горстей"), которые ставят тут же в "козлы" и, после того как они хорошо подсохнут, связывают в небольшие "плоты", в таком виде в течение месяца замачивают в ближайших водоемах. |
Как
только конопля "вымокла" (луб отделится от костры), ее вытаскивают
на берег, тщательно выполаскивают в чистой воде и так же тщательно высушивают.Матерка,
после того как будет выдергана посконь, еще продолжает стоять до тех пор,
пока не созреет семя. Как только созреет семя, ее так же как и посконь,
выдергивают с корнем, связывают в "шипы", сушат, затем деревянными
собственной работы цепами обмолачивают семя, мочат в водоемах и, просушив,
мнут на мялках точно так же, как посконь. Для отделения волокна от "кострики" "шипы" поскони и матерки мяли на мялках, потом, выбивая "кострику", трепали о специально удлиненный столб на "мялке". В результате этой операции из одного "шипа" получалась одна "горсть" длинного крепкого волокна. Из трех горстей составляли один пук волокна - "емку". В более раннее время каждая "емка" терлась на деревянном полу или дощатом настиле во дворе босыми ногами. Позднее для этой цели было придумано простое приспособление - деревянная "терка". На ней, вращая рукой вокруг оси, терли волокно поскони и матерки до тех пор, пока оно становилось мягким, податливым, пластичным, словом, пригодным для прядева. Затем из "емок" при помощи большого деревянного гребня и чесальной гребенки заготавливают впрок ("мыкают") "намыки" - разновидности куделей. |
Для удобства "намыки" складывают в плетенные из тонкой лозы кошелки, а зимой, снова распластав их на гребне пальцами, выпрядали из них нити. Чтобы кожа пальцев не высыхала и не стиралась от долгого трения о нить, пальцы часто смачивали слюной. Часть выпряденных и смотанных с "вьюшек" на клубки нитей шла на "красна" - основу, другая часть - на уток. С клубков нити сновались на "красна" на специальном деревянном приспособлении "сновалках", с которых "красна" - основа, в зависимости от структуры будущей ткани, разделялась тонкой веревочкой на "цины", после чего крупными ("большими") колышками (петлями) снималась со "сновалок" и в мокром виде 2 - 3 дня толклась в деревянной ступе толкачами. От длительного толчения нити основы становились мягкими и пластичными. Чем тоньше, ровнее и мягче нити основы и утка, тем тоньше, плотнее, глаже и прочнее получалась ткань. После толчения основу собирали (сплетали) в мелкие, очень тугие "колышки" (петли) и "снаряжали" на станке. С помощью тонкого и длинного ножа нити основы просовывались сквозь узкие щели самодельного деревянного берда, а затем для образования в будущем "зева" пальцами продевались в сдвоенные нитяные петли ремиза и концами закреплялись на "пришве". Итак, снаряжение стана закончено. Теперь можно садиться на сидельную доску стана и начинать ткать. Но нет! Пока мужчины не насучили пряжу утка на деревянные цевки, а женщины не совершили положенный в этих случаях ритуал, - приступать к тканью нельзя. |
Самопрялка |
В
глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца
с ритуала. Мастерица-ткачиха в полном уединении становилась перед красным
(святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу,
а ранее, до православной веры, богиню Мокош - первородную славянскую музу,
покровительницу славянок - помочь ей благополучно завершить очень необходимую
для ее семьи работу. Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время. В таких трудных условиях расторопная крестьянка-ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого, без узорной выработки холста от 11 до 15 аршин, с узорной выработкой или цветной выкладкой средней и большой насыщенностью узора - намного меньше. По рассказам старожилов, например, в Павловске, Острогожске, Боброве, Борисоглебске и других местах, две женщины могли выткать густо насыщенный узором платок размером 1,10x1,10 метра за 5 - 7 дней в свободное от домашних и полевых работ время. |
Ткацкий станок |
Вытканные
в основном за зимний сезон холсты с наступлением теплой весны "белили"
(отбеливали). Для этой цели их сначала пропаривали в домашнем щелоке из
древесной и подсолнечной былки золы, затем в солнечную погоду расстилали
на траве. Этот прием проделывался в день до 5 -6 раз в течение недели.
Потом холсты мочили в речной, дождевой и реже колодезной воде и расстилали
на траве мокрого луга или болота. Под горячими лучами солнца примерно
через месяц суровость холстов исчезала, и они становились абсолютно белыми
и мягкими. Холст из конопли вырабатывался разных сортов и почти весь употреблялся на семейные нужды. Однако, хотя и не в больших количествах и не всеми женщинами, холст делался и на продажу. Он так и назывался - "продажка". Покупали его в основном городские скупщики и менялы. В городе холстина шла на упаковку товаров и приготовление мешков, сумок, чувалов и кулей. |
Особенно хорошая холстина и шерстяные ткани в нашей губернии вырабатывались в селах, расположенных по р. Елани. Ведущее место по выработке домашнего сукна и шерстяных тканей, прежде всего "паневины" и "сарафанины", занимал Новохоперский уезд. В нем изготавливалось на продажу свыше 550 000 аршин белой онучной ткани. Наиболее высоким качеством отличались шерстяные ткани и сукна домашней выработки в селах Елань-Колено, Синявке, Ярках и Вязовке. По дошедшим сведениям, их ткани в конце 1890-1900 гг, продавались примерно вдвое дороже, чем из других сел. |
на главную | далее> |